10 ошибок, которых следует избегать в научной статье

Издательский Дом Панорама » Для студентов » 10 ошибок, которых следует избегать в научной статье

Дата публикации 17.07.2025 Дата обновления 17.07.2025 17.07.2025 Время прочтения 11 мин. 11 мин Количество просмотров статьи 32

10 ошибок, которых следует избегать в научной статье

Подробный разбор типичных ошибок авторов и рекомендации, как их избежать

Публикация научной статьи — важный этап научной работы. Но даже опытные исследователи нередко допускают ошибки, которые могут стать причиной отклонения рукописи или снижения её научной ценности. Разберем десять наиболее распространенных промахов и расскажем, как их избежать.

1. Неясная постановка цели и задач исследования

Почему это важно?

Научная статья — это рассказ о решении конкретной научной проблемы. Если цель и задачи исследования не обозначены чётко, рецензенты и читатели не понимают, ради чего была проведена работа и какие вопросы она должна была прояснить. В итоге статья теряет смысл и воспринимается как бессвязный набор фактов или данных.

Примеры ошибок:

  • Введение содержит общие слова: «Актуальность темы очевидна, поэтому проведено исследование…» — но не сказано, что именно вы хотели выяснить.
  • Автор пишет, что тема важна, но не уточняет, какая гипотеза проверялась.
  • Отсутствует список конкретных задач, которые должны были быть выполнены в исследовании.

Как написать правильно:

  • В конце введения (или в отдельном абзаце) сформулируйте:
    • Цель исследования — чего вы хотите достичь? Например:
      Целью работы является выявление влияния температуры отжига на размер кристаллитов в сплавах железа.
    • Гипотезу, если исследование экспериментальное или эмпирическое. Например:
      Гипотеза исследования заключается в том, что повышение температуры отжига приводит к увеличению среднего размера кристаллитов.
    • Задачи, которые обеспечат достижение цели. Например:
      • Провести литературный обзор по теме.
      • Подготовить образцы сплава с разными режимами отжига.
      • Провести измерение размеров кристаллитов.
      • Сравнить полученные результаты с данными литературы.

Такой подход сразу даёт структуру всей статье и показывает, что автор знает, что он делает.

2. Слабый обзор литературы

Почему это важно?

Обзор литературы — это не просто «фон» статьи, а доказательство того, что автор владеет ситуацией в своей области. По нему рецензенты судят:

  • Насколько хорошо автор знаком с современными данными по теме.
  • Есть ли пробелы, которые автор пытается восполнить.
  • В чём новизна его работы.

Слабый обзор производит впечатление поверхностной подготовки и может сразу настроить рецензентов против вашей статьи.

Примеры ошибок:

  • Обзор превращён в список статей: «В работе [1] рассматривалась проблема А, в работе [2] — проблема В…» — без анализа или связей между этими работами.
  • Отсутствует обоснование, почему выбран именно такой подход или метод.
  • Не указано, в чём «дыра» в знаниях, которую закрывает исследование.

Как написать правильно:

  • Обзор должен показывать динамику развития темы:
    «Ранее исследования концентрировались на… Однако в работах последних лет стали изучать…»
  • Покажите противоречия или спорные результаты в литературе:
    «Часть авторов утверждает, что… В то время как другие исследователи приводят данные, опровергающие эту точку зрения…»
  • Завершите обзор выводом о том, что остаётся неизученным или вызывает сомнения, и как вы собираетесь это восполнить:
    «Таким образом, остаётся открытым вопрос о влиянии температуры отжига на… Данная работа направлена на уточнение этих данных.»

Хороший обзор литературы показывает, что ваша статья — это следующий логичный шаг в научном исследовании.

3. Отсутствие новизны или уникального вклада

Почему это важно?

Наука двигается вперёд только тогда, когда мы создаём что-то новое. Если ваша статья не содержит оригинального вклада, она не представляет интереса для научного сообщества и журнала.

Это одна из самых частых причин отказа в публикации — даже если исследование выполнено качественно.

Примеры ошибок:

  • Статья повторяет уже опубликованные исследования (даже если в другой стране или другом институте).
  • Отличие работы заключается лишь в изменении условий эксперимента, но это не даёт нового знания или принципиально других выводов.
  • Автор утверждает новизну, но в тексте статьи нет доказательств или сопоставления с аналогичными результатами других авторов.

Как указать новизну правильно:

  • В аннотации и выводах прямо напишите, в чём состоит ваш вклад. Например:
    «Впервые установлена зависимость скорости реакции от…»
    «Разработан новый метод… позволяющий сократить время анализа на 30%.»
  • Сравните ваши результаты с опубликованными данными. Например:
    «В отличие от работы [5], где сообщалось о росте показателя при повышении температуры, в нашем исследовании выявлено обратное поведение материала при тех же условиях.»
  • Четко сформулируйте что именно вы открыли, уточнили или предложили нового.

Если ваш вклад невелик, укажите хотя бы уточнение известных данных — например, расширение диапазона условий, повышение точности измерений или выявление ранее не описанных факторов.

4. Неполное описание методов

Почему это важно?

Воспроизводимость — фундаментальный принцип науки. Если читатель не может понять, как именно вы провели эксперимент или анализ, он не сможет проверить или повторить ваше исследование. Это снижает доверие к результатам и часто становится причиной отклонения статьи.

Многие журналы в последние годы уделяют этой части особое внимание, особенно в контексте «кризиса воспроизводимости» в науке.

Примеры ошибок:

  • Общие фразы вместо конкретики:
    «Измерения проводились стандартными методами» или «Использовались современные приборы» — это не даёт никакой информации.
  • Нет данных о параметрах оборудования (модель, производитель, условия калибровки).
  • Отсутствует описание программного обеспечения или статистических тестов, использованных для анализа.
  • Не указаны условия эксперимента (температура, влажность, давление, время выдержки и т. п.).
  • Не сказано, сколько повторов выполнено или как рассчитывалась погрешность.

Как писать правильно:

  • Указывайте:
    • Названия методов (с точными ссылками на публикации или стандарты).
    • Марки, модели и фирмы-производители оборудования.
    • Все параметры и режимы эксперимента (температура, давление, скорость вращения, концентрации, время воздействия и т. д.).
    • Подробности подготовки образцов или проб.
    • Используемое программное обеспечение, версии программ, параметры вычислений.
    • Количество повторов опытов и способ расчёта статистики (среднее, стандартное отклонение, доверительный интервал).
    • Контрольные пробы или калибровки, если они использовались.
  • Если методика авторская или модифицирована — опишите модификации подробно.
  • Пользуйтесь принципом: любой специалист вашей области должен суметь воспроизвести эксперимент, просто прочитав раздел «Методы» вашей статьи.

5. Слабая или некорректная интерпретация результатов

Почему это важно?

Результаты сами по себе — это просто цифры или наблюдения. Наука ценится за объяснение значений этих данных и за то, какие новые знания или выводы они дают. Без интерпретации статья выглядит незавершённой.

Рецензенты очень строго относятся к « Discussion » — разделу обсуждения, потому что именно он показывает, понимает ли автор, что означают полученные данные и какое место они занимают в науке.

Примеры ошибок:

  • Автор просто перечисляет результаты, без объяснения:
    «Среднее значение составило 4,5. При этом в группе В — 3,8.» — и всё.
  • Нет связи между гипотезой и результатами.
  • Делается слишком обобщённый вывод без достаточных данных:
    «Таким образом, наш метод можно применять во всех областях биомедицины» — при том, что исследование проводилось на небольшой выборке.
  • Игнорируются противоречия с результатами других авторов.
  • Не обсуждаются ограничения исследования.

Как писать правильно:

  • Свяжите свои результаты с целями и гипотезами:
    «Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что…»
  • Сопоставьте результаты с литературой:
    «В отличие от данных Smith et al. (2022), где сообщалось об обратной зависимости, наши результаты показывают…»
  • Обсудите возможные причины расхождений с другими исследованиями.
  • Укажите практическое или теоретическое значение результатов.
  • Признайте ограничения вашего исследования:
    «Следует отметить, что размер выборки был ограничен…»
  • Избегайте чрезмерно общих или смелых утверждений, если ваши данные их не подтверждают.
  • Хороший тест: если вы уберёте из статьи раздел «Обсуждение», потеряет ли статья смысл? Если да — значит, интерпретация действительно важна.

6. Логические несоответствия и нарушения структуры статьи

Почему это важно?

Рецензенты и читатели хотят быстро понять о чём ваша статья и что в ней нового. Если материал подан хаотично, это вызывает раздражение и подозрение в низком уровне работы.

Классическая структура IMRAD (Introduction, Methods, Results and Discussion) — не формальность, а проверенная схема, которая упрощает восприятие научного текста.

Примеры ошибок:

  • Введение содержит подробное описание методов, которые должны быть в соответствующем разделе.
  • Результаты перемежаются с обсуждением в беспорядке.
  • Выводы не связаны с поставленными целями.
  • Выводы повторяют введение слово в слово, без анализа результатов.
  • Одинаковая информация повторяется в разных разделах.
  • Появляются «внезапные» данные или утверждения, не подготовленные предыдущим текстом.

Как писать правильно:

  • Введение — зачем вы пишете статью, какая проблема существует, и как вы её решаете.
  • Методы — как именно вы проводили исследование, в деталях.
  • Результаты — что именно вы получили (сухие факты, цифры, графики, таблицы).
  • Обсуждение — что это значит, почему это важно, как соотносится с другими работами, какие ограничения исследования.
  • Выводы — краткое резюме основных итогов работы, желательно с указанием новизны или применения.

Полезный приём: перед написанием статьи составьте схему логических связей:

  • Какая цель → какие методы → какие результаты → какие выводы.
  • Сравните начало статьи и выводы — отвечают ли выводы на те вопросы, которые были поставлены во введении?

Если нет, значит, есть логический разрыв.

7. Ошибки в цитировании и библиографии

Почему это важно?

Цитирование — основа научной этики. Оно показывает:

  • уважение к чужой интеллектуальной собственности;
  • вашу осведомлённость о текущем состоянии науки;
  • точность и добросовестность ваших исследований.

Ошибки в цитировании могут привести к обвинениям в плагиате, снижению доверия рецензентов или даже юридическим последствиям (особенно в зарубежных журналах).

Примеры ошибок:

  • Ссылки оформлены не по стандарту (например, в APA вместо фамилии и года указывается только номер).
  • В тексте присутствует ссылка, которой нет в списке литературы (или наоборот).
  • Источник цитируется неточно или искажённо.
  • Прямое заимствование текста без кавычек или без указания источника.
  • Использование «вторичных источников» (цитируете статью, которая сама цитирует другой источник, но не проверяете оригинал).

Как избежать ошибок:

  • Всегда проверяйте стиль (APA, MLA, Chicago, Vancouver и др.) — у каждого журнала свои требования.
  • Используйте референс-менеджеры (Zotero, Mendeley, EndNote, Citavi) — они автоматически форматируют библиографию.
  • Для прямых цитат ставьте кавычки и указывайте страницу (если стиль этого требует).
  • Если перефразируете — всё равно указывайте источник.
  • Не доверяйте полностью автогенерации ссылок в интернете — проверяйте исходные данные.
  • Перед подачей статьи:
    • сопоставьте список литературы с упоминаниями в тексте;
    • удалите «висячие ссылки» (источники, которые ни разу не упомянуты);
    • убедитесь, что форматирование единообразно.

И главное правило: лучше лишний раз сослаться, чем забыть указать источник.

8. Плохой язык и стиль изложения

Почему это важно?

Даже если исследование выдающееся, неудачный стиль изложения может его погубить. Рецензенты устают разбираться в сложных оборотах и ошибках. Плохой язык:

  • делает статью трудной для понимания;
  • создаёт впечатление низкого уровня профессионализма;
  • увеличивает шанс отклонения.

Научный стиль — не значит «сложно» или «витиевато». Главное правило: понятность и точность.

Примеры ошибок:

  • Слишком длинные предложения:
    «В процессе исследования, проводимого с целью анализа структурных особенностей кристаллической решётки, было выявлено, что при определённых условиях, связанных с изменением температуры и давления, происходят процессы, которые можно охарактеризовать как…»
  • Злоупотребление терминами без объяснений.
  • Использование жаргона или разговорных выражений в серьёзной статье.
  • Канцеляризмы:
    «Осуществлялась реализация мероприятий по проведению эксперимента…»
  • Повторы одних и тех же слов или фраз.
  • Грамматические ошибки.

Как писать правильно:

  • Стройте короткие и простые предложения.
  • Используйте активный залог:
    «Мы измерили…» вместо «Были проведены измерения…»
  • Убирайте лишние слова. Вместо:
    «В данной работе осуществлялось исследование…»«Мы исследовали…»
  • Если используете узкоспециальный термин — объясните его при первом упоминании.
  • Дайте коллегам вычитать текст.
  • Для авторов, пишущих на английском:
    • Если английский — не родной язык, закажите профессиональную редактуру.
    • Используйте грамматические онлайн-сервисы (Grammarly, LanguageTool) — но проверяйте их предложения.

И главное: пишите так, чтобы вас понял коллега из смежной области.

9. Отсутствие или слабая визуализация данных

Почему это важно?

Научные статьи перегружены фактами и цифрами. Читателю проще воспринять визуальную информацию, чем «стену текста». Графики, таблицы и схемы:

  • экономят место;
  • делают материал более наглядным;
  • позволяют быстрее увидеть тренды, закономерности или аномалии.

Журналы всё чаще требуют от авторов качественные иллюстрации.

Примеры ошибок:

  • Весь текст — сплошной массив цифр без единой таблицы или графика.
  • Неподписанные графики или неинформативные подписи.
  • Цвета в графиках слишком похожи или нечёткие.
  • Таблицы без заголовков или слишком большие, нечитаемые.
  • Плохое качество изображений, особенно в pdf или при печати.

Как делать правильно:

  • Используйте визуализацию там, где:
    • есть сравнение групп;
    • важна динамика изменений (время, температура, концентрация);
    • нужно показать структуру или взаимосвязь элементов.
  • Делайте информативные заголовки и подписи к рисункам:
    «Рис. 2. Зависимость скорости реакции от температуры при различных концентрациях реагента B»
  • Если используете цвет — обеспечьте различимость для людей с дальтонизмом (используйте разные узоры, точки, линии).
  • Проверяйте разрешение изображений (обычно журналы требуют 300 dpi и выше).
  • Если таблица большая — разбейте её или вынесите в Приложение.
  • В тексте обязательно ссылайтесь на все рисунки и таблицы:
    «Как видно из рисунка 2…»

Хорошая визуализация — это мощный аргумент в пользу вашей статьи.

10. Игнорирование требований конкретного журнала

Почему это важно?

Каждый журнал — это свои правила игры. Даже идеально написанная статья могут отклонить не потому что она плохая, а потому что не соответствует формальным требованиям.

Рецензенты часто начинают оценивать статью именно с оформления. Если видят, что правила не соблюдены, это создаёт впечатление непрофессионализма.

Примеры ошибок:

  • Объём текста превышает лимит (например, 8000 слов вместо разрешённых 5000).
  • Формат библиографии не соответствует стилю журнала.
  • Размер или формат рисунков неверный.
  • Использован другой стиль цитирования (например, MLA вместо Vancouver).
  • Пропущены обязательные разделы (конфликт интересов, благодарности, финансирование).
  • В названии файла отсутствуют данные, которые требуют правила (ФИО автора, код статьи и др.).

Как избежать ошибок:

  • Перед подачей статьи откройте Instructions for Authors (Инструкции для авторов) на сайте журнала.
  • Проверьте:
    • стиль оформления ссылок и библиографии;
    • формат таблиц и рисунков;
    • требования к структуре статьи;
    • объём текста;
    • наличие обязательных разделов;
    • язык статьи (британский или американский английский).
  • Используйте чек-лист автора, который часто размещают журналы.
  • Если журнал требует специфический формат файлов (например, TeX, Word, отдельные файлы для рисунков) — соблюдайте это.
  • Посмотрите опубликованные статьи в выбранном журнале — это лучший пример стиля и формата.

Идеально: сверьте вашу статью с опубликованной статьёй в том же журнале — по объёму, структуре, стилю.

Написание научной статьи — процесс, который требует внимания к деталям и дисциплины. Избегая этих распространенных ошибок, вы повышаете шансы на публикацию и делаете ваш вклад в науку более значимым и читаемым.

Удачи в научном творчестве!

Автор обзора:
Инга Казарова
Email автора:
I.kazarova@panor.ru
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии