Как определить целевую аудиторию вашей научной статьи?

Издательский Дом Панорама » Исследования » Как определить целевую аудиторию вашей научной статьи?

Дата публикации 17.07.2025 Дата обновления 17.07.2025 17.07.2025 Время прочтения 6 мин. 6 мин Количество просмотров статьи 16

Как определить целевую аудиторию вашей научной статьи?

Практические советы по анализу читательской аудитории для повышения релевантности исследования

Успех научной публикации зависит не только от глубины исследования и новизны данных, но и от того, насколько точно она «попадает» в свою аудиторию. Если автор понимает, для кого он пишет, он сможет выбрать правильный стиль, уровень детализации, акценты и даже журналы для подачи. Ниже — рекомендации, которые помогут определить целевую аудиторию вашей научной статьи и сделать исследование более релевантным и востребованным.

1. Оцените тематику и междисциплинарность исследования

Что это значит

Перед написанием статьи необходимо определить, в рамках какой научной дисциплины вы работаете. Это может быть:

  • узко специализированное направление внутри одной области знаний (например, теоретическая физика, вычислительная лингвистика, промышленная автоматизация);
  • или междисциплинарная работа, сочетающая подходы и понятия из разных сфер (например, когнитивная психология и нейроинформатика, агротехнологии и климатология, право и цифровая безопасность).

Почему это важно

Тематика исследования напрямую влияет на выбор стиля изложения, терминологии и структуры статьи. Если вы пишете в рамках одной дисциплины, предполагается, что читатель знаком с основными концептами и методами. В междисциплинарной работе это уже не так — приходится «вводить в курс дела» представителей других областей, поясняя термины и подходы, привычные в вашей среде, но неочевидные для «соседей».

Что делать на практике

  • Определите основное направление исследования: к какому научному полю оно относится по классификатору (например, OECD Field of Science and Technology Classification).
  • Выясните, есть ли в статье термины, методы или цели, относящиеся к другим областям. Если да — пометьте их как «точки перехода» между дисциплинами.
  • Примите решение: вы пишете для специалистов своей области или рассчитываете на внимание смежных направлений? От этого будет зависеть, насколько подробно нужно объяснять контекст, термины, цели и логику исследования.

Пример

Если вы пишете о применении искусственного интеллекта для выявления патологий на медицинских снимках, целевая аудитория может включать:

  • специалистов по компьютерному зрению (нужны подробности об архитектуре сети, метриках, дообучении),
  • врачей-радиологов (нужны понятные результаты, интерпретируемость, клинический эффект),
  • исследователей в сфере медицинской этики (нужны аргументы по безопасности и правовым аспектам).

2. Определите уровень подготовки читателей

Что это значит

Нужно ясно понимать, кто будет читать вашу статью: узкий круг экспертов, практики, начинающие специалисты или междисциплинарное сообщество. От этого зависит уровень абстракции, использование терминологии, необходимость включать определения, пояснения и примеры.

Почему это важно

Ошибки в оценке уровня подготовки аудитории приводят к двум крайностям:

  • статья кажется непонятной, перегруженной терминами, если вы переоценили уровень читателя;
  • или слишком поверхностной и неубедительной — если недооценили.

Что делать на практике

  • Изучите рубрики и формат издания, куда планируете подать статью. Какой стиль там принят — обзорный, аналитический, теоретический, прикладной?
  • Посмотрите, кто авторы публикаций — профессора, аспиранты, инженеры, врачи, экономисты? Это покажет, для кого журнал работает.
  • Прочитайте несколько статей и обратите внимание, как авторы объясняют ключевые понятия. Принято ли раскрывать аббревиатуры? Описываются ли методы или они подразумеваются как общеизвестные?

Вопросы, которые стоит задать себе перед написанием

  • Должен ли читатель понимать, как работает применённый вами метод, или достаточно только результата?
  • Насколько подробным должен быть раздел «Обзор литературы»?
  • Можно ли использовать формулы без пояснения? Нужно ли комментировать графики?

Пример

В статье об использовании моделей машинного обучения в эконометрике:

  • для журнала по прикладной экономике придётся кратко описать, как устроена модель, и подчеркнуть практическое значение;
  • для издания по искусственному интеллекту, наоборот, можно сосредоточиться на точности предсказания, особенностях алгоритма и математическом обосновании.

3. Изучите требования и аудиторию выбранного журнала

Почему это важно

Каждое научное издание — это не просто канал для публикации, а структурированная платформа с чётким редакционным форматом и ожиданиями от авторов. Журналы различаются по:

  • тематике (фундаментальная наука, прикладные исследования, индустрия, образование);
  • уровню строгости методологии;
  • стилю подачи: от академической строгости до ориентированной на практиков подачи с упором на кейсы;
  • целевой аудитории: учёные-теоретики, инженеры, бизнес-аналитики, врачи, преподаватели и др.

Типичные различия

Тип журналаОсобенности подачиЦелевая аудитория
Фундаментальный научный журналТеоретическая база, обоснование гипотез, высокая детализация методовИсследователи, докторанты, профессора
Прикладной журналПрактическая направленность, результат, меньше теорииИнженеры, производственники, врачи
Научно-популярное/обзорное изданиеОбобщение, тренды, наглядные выводыМеждисциплинарная аудитория, студенты
Отраслевой журналФокус на практике, внедрении, эффектеРуководители предприятий, управленцы, регуляторы

Что делать на практике

  • Прочитайте 5–7 статей из последних выпусков. Обратите внимание:
    • используется ли сложный математический аппарат;
    • насколько детально описана методология;
    • насколько велика часть с интерпретацией результатов.
  • Посмотрите, кто авторы: профессора, исследователи, аспиранты, представители бизнеса?
  • Проверьте требования к авторам (раздел For Authors или Submission Guidelines): указывается ли объём статьи, тип допустимых материалов (исследования, обзоры, кейсы), правила оформления.

Пример

Вы хотите опубликовать статью о внедрении системы предиктивного анализа на производстве:

  • В академическом журнале по ИИ нужно обосновать алгоритмы, привести формулы, описать выборку и результаты тестирования.
  • В отраслевом журнале достаточно описать эффект от внедрения, окупаемость, схему работы и препятствия.
  • В международном издании нужно адаптировать под универсальную подачу, убрать упор на специфику страны, если она вторична.

4. Учтите географический и культурный контекст

Почему это важно

Если статья адресована международному сообществу, необходимо сделать её понятной и уместной за пределами одной страны или региона. Локальные реалии, правовые акты, статистика и даже система образования требуют пояснений или адаптации.

Что делать

  • Уточняйте термины и сокращения, принятые только в вашей стране (например, ЕГЭ, ФГОС, СНиП, ГОСТ).
  • Если ссылаетесь на нормативную базу, поясните, что это за документ и к какой сфере он относится.
  • Избегайте оценочных или специфически культурных суждений, если они не объяснены через научный язык.

Примеры

НекорректноКорректно
«Согласно СП 52-101-2003…»«Согласно российскому строительному стандарту по проектированию бетонных и железобетонных конструкций (СП 52-101-2003)…»
«По данным Росстата»«По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат)…»
«С 9 класса подростки начинают готовиться к ЕГЭ»«В российской системе образования выпускники школ сдают ЕГЭ — единый государственный экзамен»

Пример

Вы описываете педагогическую практику внедрения цифровых дневников в сельской школе:

  • В российском журнале можно говорить о «Журнале.ру» или «Дневник.ру».
  • В международной публикации нужно описать функционал и контекст — «цифровая платформа для мониторинга успеваемости, аналогичная Google Classroom».

5. Используйте обратную связь от коллег и рецензентов

Почему это важно

Даже опытный автор не всегда может адекватно оценить восприятие своего текста — глаз замыливается, терминология кажется очевидной, структура — логичной. Внешняя проверка помогает обнаружить разрывы логики, неясности и слабые места.

Как действовать

  • Найдите двух коллег из разной аудитории:
    • одного — специалиста из вашей области;
    • другого — из смежной дисциплины или менее опытного читателя.
  • Попросите их прочитать текст и ответить на конкретные вопросы:
    • Что осталось непонятным?
    • Где вы потеряли нить рассуждения?
    • Какие термины требуют пояснения?
    • Что кажется лишним или неубедительным?

Когда получать обратную связь

  • После написания первого рабочего черновика.
  • После адаптации под конкретный журнал.
  • Перед отправкой — особенно если статья будет направлена в международное издание или конкурс.

Дополнительно

Можно использовать редактора (внутреннего или внешнего) для проверки:

  • логики и структуры;
  • соответствия стилю журнала;
  • языка (особенно при публикации на английском).

Заключение

Определение целевой аудитории — это не формальность, а часть научного мышления. Это процесс, который позволяет сделать вашу статью точной, полезной и востребованной. Учитывая аудиторию, вы говорите с читателем на его языке, отвечаете на его вопросы и решаете его задачи. А это — основа успешной научной коммуникации.

Автор обзора:
Инга Казарова
Email автора:
I.kazarova@panor.ru
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии