Практические советы по анализу читательской аудитории для повышения релевантности исследования
Успех научной публикации зависит не только от глубины исследования и новизны данных, но и от того, насколько точно она «попадает» в свою аудиторию. Если автор понимает, для кого он пишет, он сможет выбрать правильный стиль, уровень детализации, акценты и даже журналы для подачи. Ниже — рекомендации, которые помогут определить целевую аудиторию вашей научной статьи и сделать исследование более релевантным и востребованным.
1. Оцените тематику и междисциплинарность исследования
Что это значит
Перед написанием статьи необходимо определить, в рамках какой научной дисциплины вы работаете. Это может быть:
- узко специализированное направление внутри одной области знаний (например, теоретическая физика, вычислительная лингвистика, промышленная автоматизация);
- или междисциплинарная работа, сочетающая подходы и понятия из разных сфер (например, когнитивная психология и нейроинформатика, агротехнологии и климатология, право и цифровая безопасность).
Почему это важно
Тематика исследования напрямую влияет на выбор стиля изложения, терминологии и структуры статьи. Если вы пишете в рамках одной дисциплины, предполагается, что читатель знаком с основными концептами и методами. В междисциплинарной работе это уже не так — приходится «вводить в курс дела» представителей других областей, поясняя термины и подходы, привычные в вашей среде, но неочевидные для «соседей».
Что делать на практике
- Определите основное направление исследования: к какому научному полю оно относится по классификатору (например, OECD Field of Science and Technology Classification).
- Выясните, есть ли в статье термины, методы или цели, относящиеся к другим областям. Если да — пометьте их как «точки перехода» между дисциплинами.
- Примите решение: вы пишете для специалистов своей области или рассчитываете на внимание смежных направлений? От этого будет зависеть, насколько подробно нужно объяснять контекст, термины, цели и логику исследования.
Пример
Если вы пишете о применении искусственного интеллекта для выявления патологий на медицинских снимках, целевая аудитория может включать:
- специалистов по компьютерному зрению (нужны подробности об архитектуре сети, метриках, дообучении),
- врачей-радиологов (нужны понятные результаты, интерпретируемость, клинический эффект),
- исследователей в сфере медицинской этики (нужны аргументы по безопасности и правовым аспектам).
2. Определите уровень подготовки читателей
Что это значит
Нужно ясно понимать, кто будет читать вашу статью: узкий круг экспертов, практики, начинающие специалисты или междисциплинарное сообщество. От этого зависит уровень абстракции, использование терминологии, необходимость включать определения, пояснения и примеры.
Почему это важно
Ошибки в оценке уровня подготовки аудитории приводят к двум крайностям:
- статья кажется непонятной, перегруженной терминами, если вы переоценили уровень читателя;
- или слишком поверхностной и неубедительной — если недооценили.
Что делать на практике
- Изучите рубрики и формат издания, куда планируете подать статью. Какой стиль там принят — обзорный, аналитический, теоретический, прикладной?
- Посмотрите, кто авторы публикаций — профессора, аспиранты, инженеры, врачи, экономисты? Это покажет, для кого журнал работает.
- Прочитайте несколько статей и обратите внимание, как авторы объясняют ключевые понятия. Принято ли раскрывать аббревиатуры? Описываются ли методы или они подразумеваются как общеизвестные?
Вопросы, которые стоит задать себе перед написанием
- Должен ли читатель понимать, как работает применённый вами метод, или достаточно только результата?
- Насколько подробным должен быть раздел «Обзор литературы»?
- Можно ли использовать формулы без пояснения? Нужно ли комментировать графики?
Пример
В статье об использовании моделей машинного обучения в эконометрике:
- для журнала по прикладной экономике придётся кратко описать, как устроена модель, и подчеркнуть практическое значение;
- для издания по искусственному интеллекту, наоборот, можно сосредоточиться на точности предсказания, особенностях алгоритма и математическом обосновании.
3. Изучите требования и аудиторию выбранного журнала
Почему это важно
Каждое научное издание — это не просто канал для публикации, а структурированная платформа с чётким редакционным форматом и ожиданиями от авторов. Журналы различаются по:
- тематике (фундаментальная наука, прикладные исследования, индустрия, образование);
- уровню строгости методологии;
- стилю подачи: от академической строгости до ориентированной на практиков подачи с упором на кейсы;
- целевой аудитории: учёные-теоретики, инженеры, бизнес-аналитики, врачи, преподаватели и др.
Типичные различия
Тип журнала | Особенности подачи | Целевая аудитория |
Фундаментальный научный журнал | Теоретическая база, обоснование гипотез, высокая детализация методов | Исследователи, докторанты, профессора |
Прикладной журнал | Практическая направленность, результат, меньше теории | Инженеры, производственники, врачи |
Научно-популярное/обзорное издание | Обобщение, тренды, наглядные выводы | Междисциплинарная аудитория, студенты |
Отраслевой журнал | Фокус на практике, внедрении, эффекте | Руководители предприятий, управленцы, регуляторы |
Что делать на практике
- Прочитайте 5–7 статей из последних выпусков. Обратите внимание:
- используется ли сложный математический аппарат;
- насколько детально описана методология;
- насколько велика часть с интерпретацией результатов.
- Посмотрите, кто авторы: профессора, исследователи, аспиранты, представители бизнеса?
- Проверьте требования к авторам (раздел For Authors или Submission Guidelines): указывается ли объём статьи, тип допустимых материалов (исследования, обзоры, кейсы), правила оформления.
Пример
Вы хотите опубликовать статью о внедрении системы предиктивного анализа на производстве:
- В академическом журнале по ИИ нужно обосновать алгоритмы, привести формулы, описать выборку и результаты тестирования.
- В отраслевом журнале достаточно описать эффект от внедрения, окупаемость, схему работы и препятствия.
- В международном издании нужно адаптировать под универсальную подачу, убрать упор на специфику страны, если она вторична.
4. Учтите географический и культурный контекст
Почему это важно
Если статья адресована международному сообществу, необходимо сделать её понятной и уместной за пределами одной страны или региона. Локальные реалии, правовые акты, статистика и даже система образования требуют пояснений или адаптации.
Что делать
- Уточняйте термины и сокращения, принятые только в вашей стране (например, ЕГЭ, ФГОС, СНиП, ГОСТ).
- Если ссылаетесь на нормативную базу, поясните, что это за документ и к какой сфере он относится.
- Избегайте оценочных или специфически культурных суждений, если они не объяснены через научный язык.
Примеры
Некорректно | Корректно |
«Согласно СП 52-101-2003…» | «Согласно российскому строительному стандарту по проектированию бетонных и железобетонных конструкций (СП 52-101-2003)…» |
«По данным Росстата» | «По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат)…» |
«С 9 класса подростки начинают готовиться к ЕГЭ» | «В российской системе образования выпускники школ сдают ЕГЭ — единый государственный экзамен» |
Пример
Вы описываете педагогическую практику внедрения цифровых дневников в сельской школе:
- В российском журнале можно говорить о «Журнале.ру» или «Дневник.ру».
- В международной публикации нужно описать функционал и контекст — «цифровая платформа для мониторинга успеваемости, аналогичная Google Classroom».
5. Используйте обратную связь от коллег и рецензентов
Почему это важно
Даже опытный автор не всегда может адекватно оценить восприятие своего текста — глаз замыливается, терминология кажется очевидной, структура — логичной. Внешняя проверка помогает обнаружить разрывы логики, неясности и слабые места.
Как действовать
- Найдите двух коллег из разной аудитории:
- одного — специалиста из вашей области;
- другого — из смежной дисциплины или менее опытного читателя.
- Попросите их прочитать текст и ответить на конкретные вопросы:
- Что осталось непонятным?
- Где вы потеряли нить рассуждения?
- Какие термины требуют пояснения?
- Что кажется лишним или неубедительным?
Когда получать обратную связь
- После написания первого рабочего черновика.
- После адаптации под конкретный журнал.
- Перед отправкой — особенно если статья будет направлена в международное издание или конкурс.
Дополнительно
Можно использовать редактора (внутреннего или внешнего) для проверки:
- логики и структуры;
- соответствия стилю журнала;
- языка (особенно при публикации на английском).
Заключение
Определение целевой аудитории — это не формальность, а часть научного мышления. Это процесс, который позволяет сделать вашу статью точной, полезной и востребованной. Учитывая аудиторию, вы говорите с читателем на его языке, отвечаете на его вопросы и решаете его задачи. А это — основа успешной научной коммуникации.